Блудный Кот) (dmitriysh) wrote in ru_healthlife,
Блудный Кот)
dmitriysh
ru_healthlife

Categories:

стоит ли говорить клиенту всю правду?

автор статьи: Дмитрий Калашников –
Президент FPA,
кандидат педагогических наук,
сертифицированный ISSA персональный тренер

К написанию этой статьи меня подтолкнули комментарии в моём блоге. Комментарии и инструкторов, и посетителей фитнес-клубов относительно рекомендаций, которые дают фитнес-тренеры своим клиентам.
Фитнес-тренеры знают, как бывает сложно донести информацию до клиента, убедить его в чем-то, корректно передать информацию. Я сейчас не беру случаи, когда тренер интеллектуально недоразвит, и его словарного запаса и знаний не хватает для адекватного общения с клиентами. Я о другом. И перед тем, как продолжу, хочу поделиться с вами старой дзен- буддистской притчей.

Один ученый, преподаватель философии, поехал повидать Дзен-мастера Нан-ина. Всю длинную дорогу профессор обдумывал свои вопросы: их было так много… Он думал, как лучше построить беседу.
Задавая свои вопросы, профессор старался показать свою ученость, выражая собственное мнение по теме беседы. Вдруг Нан-ин прервал его:
— Вы устали, да и на улице так жарко. Давайте прервёмся. Я сейчас приготовлю чай.
Нан-ин принес чашку с блюдцем, поставил ее перед гостем и начал медленно наливать чай. Профессор наблюдал за тем, что происходит. Чашка наполнилась до краев, но Нан-ин продолжал лить в нее, и чай уже переливался на блюдце. Когда блюдце наполнилось, и чай побежал по столу, профессор воскликнул:
- Пожалуйста, прекратите! Что Вы делаете? Чашка полна, в нее больше не поместится ни капли!
Нан-ин сказал:
- Вы правильно заметили: если чашка полна, то в нее невозможно поместить ни одной капли. Вы наполнены до краев, как эта чашка, и если я попытаюсь Вас наполнить дополнительно, то мои усилия просто пропадут зря. Когда придете в следующий раз, то постарайтесь принести "пустую чашку", тогда я охотно поделюсь с Вами всем, что имею.

Умник-профессор из этой притчи в чем-то похож на наших клиентов. Их головы уже заполнены мнениями, суждениями, представлениями по всем вопросам фитнеса. Однако, если ученый из притчи, вероятно, действительно неплохо разбирался в предмете обсуждения, то энтузиасты фитнеса зачастую нагружены такой мешаниной отрывочных знаний и мнений, что бедному тренеру, выступающему в роли консультанта, хочется от отчаянья схватиться за голову.
«Подтянуть мышцы», «прицельно воздействовать на проблемные зоны», «мышцы могут обвиснуть», «перекачать жир в мышцы», «без боли не будет результатов», «вытопить жир» - такие выражения фитнес-тренер слышит ежедневно.
В свою очередь, пробуя рассказать клиенту о правильном положении вещей, донести до него здравую мысль, он наталкивается не просто на непонимание, а скорее на нежелание понять, вслушаться, разобраться. И это не только с клиентами, интеллектуально не развитыми. У нормально развитых людей на лицах появляется выражение скуки и недоверия, когда они сталкиваются с тем, что не соответствует существующим у них стереотипам.
Вот недавний такой пример. Общался со своим другом.

руководитель отдела продаж в крупной телекоммуникационной компании. Т.е человек хорошо развитый, умеющий думать и анализировать. Большой энтузиаст фитнеса, занимается часто, регулярно. Немного склонен к полноте, но жестко следит за питанием, много тренируется, держит себя в форме. Пожаловался, что очень устал: ходил на групповые: на спиннинг и ABS. (ABS (от слова Abdominals) – полчаса качают пресс). Я спрашиваю:
– Зачем его полчаса качать?
Друг возражает: «Мышца маленькая, требует большой нагрузки».
- Зачем?
- Чтоб укрепить.
- Что значит укрепить?
Друг смотрит на меня, как на идиота, что это я элементарных вещей не понимаю? Обоим надоело эту тему обсуждать, разговор переключился на другие вопросы. Ситуация, как в приведенной выше притче: голова человека уже забита всякой ерундой, ни капли нового не войдёт…

/Специалисты понимают, что выражение «укрепить мышцу» не имеет точного смысла. Мы можем развить предельную силу мышцы (которая проявится в одном повторении), силу, которая проявится в нескольких повторениях, силовую (анаэробную) выносливость, аэробную выносливость, эластичность и т.п. При этом она в каких-то случаях может гипертрофироваться, в каких-то - нет. Заставляя мышцы пресса по полчаса сокращаться, мы тренируем их способность полчаса сокращаться без потери работоспособности (принцип специфичности). Т.е. они становятся выносливыми (глубоко под слоем жира, который их скрывает). К тонкой талии это имеет мало отношения/

Что делать в этом случае тренеру? Подстроиться к клиенту! Ведь известно, что наивысшая степень внимания и доверия у нас к тому, кто говорит с нами на одном языке, оперируя понятными и знакомыми нам терминами.
Поэтому давайте сформулируем некие правила:
1) консультации обязаны не создавать рисков для здоровья. Будьте честными: если какая-то идея, засевшая в голове клиента, может повредить его здоровью, открыто скажите ему об этом, попытайтесь скорректировать;
2) недостаточно просто рассказать о чем-то клиенту. Нужно постараться повлиять на его дальнейшее поведение, на принятие решения, мотивировать к соблюдению правил питания и тренировки. Для этого рекомендации должны иметь предельно понятный (клиенту!) смысл, быть простыми и доступными. Но главное – яркими, убедительными, формирующими определенный образ. Например, фраза «жир горит на сковородке ваших мышц». Ярко, образно! Ничего страшного, что не имеет точного смысла. Задача таких фраз – повлиять на поведение клиента (в данном случае на необходимость применения силовых тренировок в программе снижения веса тела).
Часто самому нелегко находить нужные слова, создающие яркие образы. Поэтому мои рекомендации – читайте больше научно-популярных книжек на эти темы (особенно на темы «как похудеть»). Их авторы – зачастую весьма талантливые люди в части написания привлекательных текстов. Методологические неточности они с лихвой компенсируют сочными примерами и яркими образами.

3) обязательно разъясняйте клиенту смысл всех своих рекомендаций. Например, упражнения на плечи, грудь, спину клиенты-женщины воспринимают исключительно как тренировку рук (ведь это руками выполняются движения рукояток тренажера, перемещаются гантели). Поэтому, даже при правильно организованном тренировочном занятии такая клиентка может пожаловаться на непрофессионализм тренера: "Попросила уделить внимание проблемным зонам, а вместо этого половину тренировки качали руки". Более того, увидев, что тоже самое упражнение выполняет (естественно с весом, в десятки раз бОльшим) здоровенный культурист, она окончательно убедится в вашем помешательстве. Ведь в ее понимании то, как выглядит этот чудовищный мускулистый монстр - результат выполнения упражнения, которое он сейчас делает (и которое предлагаете выполнить ей вы). Поэтому, еще раз повторюсь, всё объясняйте, причем с учетом пола, возраста, целей клиента, его уровня и словарного запаса.
4) оценивайте целесообразность затрат своих сил и времени на объяснения и разъяснения. Со временем, общаясь с большим количеством клиентов и приобретя опыт, вы сможете определять, кому можно (и даже нужно) всё «разложить по полочкам», а кому – нет.
Для таких людей будут полезны любые действия, мотивирующие к регулярным занятиям. И здесь действует правило: все разрешено, что не вредит здоровью и не делает тренировочный процесс очевидно не эффективным. Как говорится, «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Если в начале общения вы поняли, что эту клиентку переубеждать в чем-либо затруднительно, согласитесь с ней в ее желании «сделать акцент на нижнюю часть пресса», сказав: «Отлично, я знаю классное упражнение на эту область». И покажите ей, например, обратные скручивания (если у нее нет проблем с позвоночником, ограничивающими её в этом движении). Таким образом мы как бы согласились с ее желанием, дали понять, что о главной цели ее тренировок ни в коем случае не забыли. Однако при этом мы обязаны обеспечить ей правильную, сбалансированную нагрузку на всю мускулатуру, добавить аэробные тренировки и стретчинг, скорректировать ее рацион питания. И в конечном итоге, несомненно, результат будет. И внизу живота, и вверху, и на ягодицах, и на руках.
Самое главное, на что еще раз хочу обратить ваше внимание, это то, что такие хитрости ни в коей мере не должны заменять собой профессионализм и не нарушать самого главного правила тренера – «не навреди». То, что фитнес-тренер зачастую пользуется столь безобидными уловками, не снимает с него ответственности за тщательное планирование тренировочного процесса, необходимости добиваться его предельной эффективности. Эффект плацебо, оказывающий значительное влияние на результат, должен стать нашим помощником. Но не заменять собой истинную эффективность и профессионализм.


Tags: анаболизм, бодибилдинг, мышцы, программы тренировок, сеты и повторы, силовые тренировки, упражнения
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments